Россия хуже всех развитых стран готова к использованию электромобилей

В стране остро не хватает зарядных станций и инвестиций в эту отрасль
Максим Стулов / Ведомости

Россия значительно отстает в готовности к использованию электромобилей от международных лидеров. В рейтинге компании KPMG из 25 государств (12 ведущих европейских экономик, включая Россию, семь азиатских, четыре американские, Австралия и Новая Зеландия) по индексу готовности Россия заняла 23-е место с 1,8 балла, максимальные 10 баллов не набрал никто. У лидеров, Нидерландов и Норвегии, соответственно 7,9 и 7,4 балла.

Индекс – это агрегированный показатель, который учитывает парк электромобилей, его отношение к общему автопарку в стране, инвестиции страны в разработку электромобилей, наличие электрозаправок и просто готовность граждан пересаживаться на более дорогие электромобили, говорится в исследовании. Поэтому абсолютные мировые лидеры по электропарку – Китай (3,5 млн шт.) и США (1,5 млн шт.) – заняли в рейтинге только 20-е и 4-е места. Лучшее проникновение электромобилей показали лидеры рейтинга – Норвегия (11,5% от всего парка) и Нидерланды (2,5%). Для исследования KPMG опросило около 3500 человек, в том числе более 2000 пользователей и экспертов, около 1000 руководителей крупных компаний, 400 представителей мирового автопрома и поставщиков автокомпонентов.

Парк электромобилей в России насчитывает около 1000 единиц, соответственно, их доля в общем количестве автомобилей стремится к нулю, говорится в исследовании. А по развитию технологий и инноваций в электротранспорте Россия оказалась на последнем, 25-м месте: в стране нет локальных современных разработок в области электротранспорта, не хватает местных игроков авторынка международного уровня и очень скромные инвестиции в электромобили, говорится в исследовании.

Правда, агентство «Автостат» насчитывает в России почти 8000 электромобилей. Разница объясняет тем, что KPMG считает только официальный импорт производителя, а «Автостат» – количество зарегистрированных в МВД машин. Основу российского электропарка составляют машины Nissan Leaf (6746 шт.), а сама Nissan в Россию их не импортировала, и официальные дилеры бренда эту модель не продавали. По данным «Автостата», на 1 июня в России 44,6 млн легковых автомобилей, т. е. доля электромобилей в любом случае исчезающе мала и не влияет на итоговый индекс страны.

В Израиле KPMG тоже насчитала только 1000 электромобилей (доля в электропарке меньше 0,04%), но он находится на 7-м месте в рейтинге. «В этой стране значительно лучше развиты стартапы и технологии. Кроме того, из-за маленьких размеров ей необходимы меньшие инвестиции для вывода инфраструктуры на развитый уровень», – поясняет директор практики по работе с компаниями автомобильной промышленности KPMG в России и СНГ Максим Малков.

Мировые лидеры по развитию технологий для электротранспорта – американские, европейские и азиатские автоконцерны (BMW, Tesla, Toyota, VW, BYD, Mercedes-Benz, Ford, Hyundai, Honda и некоторые другие), пишет KPMG. При этом только альянс Renault-Nissan рассматривает возможность выпуска электромобилей в России, говорится в исследовании. В 2019 г. Renault интересовалась мерами господдержки производства электромобилей, но конкретных планов по локализации этих моделей у компании нет, сообщил «Ведомостям» представитель концерна.

В России также остро не хватает и инфраструктуры для электромобилей, в первую очередь зарядных станций. По данным KPMG, сейчас их не более 150 шт., а только для Центральной России должно быть 1000, большинство существующих расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Строить станции должны сами автопроизводители, считает большинство опрошенных KPMG потребителей. Но в России автоконцерны пока не строят зарядные станции для своих автомобилей. Небольшую сеть развивает в Москве МОЭК. «Для электрозаправок можно использовать существующие АЗС, например в формате партнерств. Это позволит сэкономить на базовой инфраструктуре. В таком случае объем инвестиций составит около 1 млн руб. на одну АЗС, т. е. за 1 млрд руб. можно оснастить достаточным количеством зарядных станций всю Центральную Россию», – сказал Малков.

Спрос на электромобили у россиян невелик еще и из-за их дороговизны. Стоимость Nissan Leaf – самой доступной модели в сегменте – составляет от 450 000 руб. за автомобиль выпуска 2012 г. За машину выпуска 2016 г. придется заплатить больше 1 млн руб. Tesla Model 3 продается в Москве за 4,7–6 млн руб., модель S – за 9–11 млн руб., X – за 9–11,6 млн руб., по данным Moscow Tesla Club, которая занимается поставками и обслуживанием этих машин в России.

«Рынок электромобилей в мире развивается за счет господдержки через поддержку спроса – потребителю напрямую субсидируется приобретение электромобиля. Дополнительно могут повлиять меры, связанные с упрощенным ввозом электромобилей, например снижение или отмена транспортного налога на электромобили, отмена таможенной пошлины», – говорит партнер Deloitte Татьяна Кофанова. С мая этого года в России обнулилась ввозная пошлина на электромобили. Также Минпромторг с этого года субсидирует 25% первоначального взноса при взятии кредита на покупку электромобиля. В Москве для электромобилей действует бесплатная парковка. «Государство также должно обеспечить льготный ввоз оборудования для строительства подзарядок для электромобилей, а их строительство должно субсидироваться государством», – считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

KPMG в своем рейтинге исследует только легковые электромобили. Но компания отмечает достижения «Камаза» и мэрии Москвы в развитии электробусов: в этом году «Камаз» поставил городу по госзаказу уже 450-й электробус.