«АвтоВАЗ» и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi готовы инвестировать 70 млрд рублей

Это будет крупнейший инвестиционный контракт в российском автопроме
Самая популярная в России модель – Lada Vesta (на фото – сварка кузова) выпускается «дочкой» «АвтоВАЗа» – «Лада Ижевск»/ Яков Князев / ТАСС

Более 70 млрд руб. в течение 10 лет могут вложить «АвтоВАЗ» и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в рамках инвестиционного контракта – заявку на его заключение компании уже подали. Об этом через представителя сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Деньги пойдут на развитие «модельного ряда автомобилей Lada, Nissan, Renault и Mitsubishi и модернизацию мощностей для их производства». По его словам, проект может быть реализован предприятиями «АвтоВАЗа», Renault (московский «Рено Россия», выпускает модели Renault и Nissan), Nissan (санкт-петербургский «Ниссан мэнуфэкчуринг рус», выпускает модели Nissan) и дистрибутором Mitsubishi «Мицубиси моторс рус» (владеет долей в совместном автозаводе с группой PSA в Калуге).

В обмен на инвестиции участники инвестконтрактов получают налоговые льготы и гарантии неухудшения условий бизнеса. По размеру инвестиций контракт с «АвтоВАЗом» и альянсом может стать самым крупным в автопроме. К примеру, второй по величине – уже подписанный контракт с «Камазом» и «Даймлер Камаз рус» (46,5 млрд руб.). Контрактом предусматривается развитие производства моделей Lada, Nissan и его бренда Datsun, Renault и Mitsubishi, перечисляет представитель Минпромторга. Подробности проектов он не раскрыл. В основном речь идет об уже выпускаемых автомобилях. Впрочем, он упомянул и о новых моделях – Lada Van, а также о новой версии кроссовера Renault Duster и купе-кроссовере Renault Arkana. Последний был впервые показан на Московском автосалоне в августе. Его производство планируется начать в первом полугодии 2019 г. Что будет представлять собой Lada Van, представитель «АвтоВАЗа» не пояснил. Это модификация на базе фургона Largus, сообщил «Ведомостям» знакомый менеджеров «АвтоВАЗа».

В модельном ряду принадлежащей Renault румынской Dacia есть три автомобиля, производство которых не налажено в России. «Каблучки» Dacia Dokker и Dokker Van – пятиместный пассажирский автомобиль с большим багажным отделением (до 3 куб. м) и его грузопассажирская версия. Под брендом Renault они импортируются в Россию. Третья модель – компактвэн Dacia Lodgy в пяти- и семиместном исполнении.

Близкий к участникам альянса человек говорит, что контракт предусматривает удвоение производства. А инвестиции в 70 млрд руб. не предел. По факту вложения могут быть больше. Проект предполагает постепенный перевод выпускаемых альянсом моделей на новую глобальную платформу, поясняет источник «Ведомостей». Соответственно, много средств будет потрачено на научно-исследовательскую работу, организацию выпуска обновленных моделей, локализацию ключевых узлов, включая двигатели и коробки передач, перечисляет он.

Впрочем, прирост производства может быть и не таким большим. А совокупный объем произведенной и реализованной продукции в период действия контракта составит около 4,9 трлн руб. То есть в среднем по 490 млрд руб. в год. Для сравнения: в 2017 г. совокупная выручка группы «АвтоВАЗ» (по МСФО), «Рено Россия», «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» и «Мицубиси моторс рус» (по РСБУ) составила 475 млрд руб., следует из данных компаний и «СПАРК-Интерфакса».

Также Мантуров сказал, что проект предусматривает рост доли экспорта до 10%.

Альянс «АвтоВАЗ» – Renault-Nissan-Mitsubishi с учетом текущего масштаба бизнеса в России и параметров планируемого проекта, пожалуй, главный претендент на господдержку, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Их проект выгоден и государству, ведь предполагается рост производства и создание новых рабочих мест, а также развитие экспорта, который правительство считает одним из стратегических направлений.

Представители «АвтоВАЗа», Renault и Nissan не стали комментировать проект контракта. Их коллега из Mitsubishi на вопросы «Ведомостей» не ответил.