Водителей клонят в «Антисон»

Введение новейшей системы за 1,7 млрд руб. спровоцировало недовольство сотрудников «Мосгортранса»

Водители «Мосгортранса» жалуются на систему «Антисон», утверждая, что инфракрасное излучение приводит к усталости глаз, зуду и рези. В письме депутата Госдумы Вячеслава Лысакова в Роспотребнадзор говорится и о случаях ожога роговицы. В «Мосгортрансе» считают оборудование безопасным, а реакцию водителей связывают с нежеланием работать под постоянным контролем. На Change.org появилась петиция недовольных в адрес президента РФ: водители говорят, что их заставляют работать с новой системой под угрозой увольнения.

Водителей общественного транспорта принуждают не отводить взгляд от дороги вплоть до ожога роговицы

Водителей общественного транспорта принуждают не отводить взгляд от дороги вплоть до ожога роговицы

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ  /  купить фото

Водителей общественного транспорта принуждают не отводить взгляд от дороги вплоть до ожога роговицы

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ  /  купить фото

Контракт по установке «оборудования мониторинга функционального состояния водителей» (система «Антисон») на 9,2 млн руб. «Мосгортранс» заключил в 2018 году с компанией-разработчиком системы «Октоинформ Рус», тогда в рамках пилотного проекта приборы установили на 36 автобусах. В ноябре 2019 года «Мосгортранс» заключил контракт на 1,74 млрд руб. с ООО «КСОР», которое обязалось закупить и установить систему на 8,4 тыс. автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах. Система представляет собой видеокамеру с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели и способна проводить «оперативный анализ признаков засыпания или потери бдительности».

Если водитель повернул голову и не смотрит на дорогу более 5 секунд, либо более 2 секунд едет с закрытыми глазами, звучит предупредительный сигнал (одновременно включается световой индикатор).

Система способна контролировать «подвижность 10 лицевых точек водителя», «частоту и длительность зеваний, морганий, сведения надбровных дуг», следует из контрактной документации. В «Мосгортрансе» рассказали “Ъ”, что с помощью «алгоритмов многослойных нейронных сетей» можно определить «характерные паттерны поведения, сигнализирующие о состоянии усталости». «Антисон» передает сигнал диспетчеру, который может решить снять водителя с маршрута и направить на обследование. Аналогичная система для контроля машинистов применятся в подземке: метрополитен заключил в октябре 2019 года контракт с КСОР на 337,5 млн руб. по установке приборов в 1,44 тыс. вагонах.

ООО «Октоинформ Рус» учреждено в 2009 году, гендиректором и владельцем является Лиана Варданян. ООО «КСОР» образовано в 2016 году, гендиректором и владельцем является Наталья Гиль. В разделе «партнеры» на сайте компании числится «Ростех». В рамках выставки «Армия-2019» холдинг «Росэлектроника» (входит в состав «Ростеха») сообщал о разработке системы с названием «Антисон». «Мы являемся партнерами c группой компаний КСОР и интегрируем разработанное решение "Антисон" в состав собственной мультифункциональной видеосистемы для транспорта,— пояснили “Ъ” в холдинге.— Система пока тестируется рядом потенциальных заказчиков, о ее внедрении говорить преждевременно».

В январе 2020 года в сетевых сообществах, где общаются работники «Мосгортранса», появились первые жалобы. Работники рассказывали про неприятные ощущения, зуд, красноту глаз, лопающиеся сосуды и ухудшение зрения из-за постоянно включенной инфракрасной подсветки. Алевтина Кондратьева (уволилась из 17-го автобусного парка 13 февраля, до этого шесть с половиной лет водила троллейбус и автобус) рассказала “Ъ”, что четыре дня водила автобус с работающим «Антисном» и все это время испытывала головокружение, тошноту, резь в глазах. «В последний раз после окончания десятичасового рабочего дня у меня было ощущение, будто иголки в голове, даже давление поднялось,— рассказала она.— Я обратилась в больницу, там поставили диагноз "синдром сухого глаза", прописали капли. Руководство жалобы слушать не хотело, мне говорили "это у тебя самовнушение"». По словам Алевтины Кондратьевой, примерно у половины коллег, с которыми она общалась, похожие симптомы. «Я решила, что здоровье мне дороже, да и водить автобус в таком состоянии явно небезопасно для пассажиров, поэтому я уволилась, тем более что через один-два года собираюсь уйти на пенсию»,— говорит госпожа Кондратьева.

На Change.org идет сбор подписей недовольных под петицией в адрес президента РФ.

«Руководство отвечает: "Если вас что-то не устраивает, можете увольняться",— говорится в документе.— Водители запуганы таким отношением руководства парков и боятся обращаться куда-либо».

АНО «Бюро научных экспертиз» по заказу работников «Мосгортранса» провела независимую экспертизу прибора. Исследование (есть в распоряжении “Ъ”) показало, что интенсивность ИК-излучения превышает норматив в 300 раз (32,2 Вт/кв. м против максимального 0,05 Вт/кв. м по СанПиНу 1996 года). В курсе конфликта и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который обратился в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку и принять «оперативные меры». У двух водителей в результате действия прибора подтвержден ожог сетчатки глаза, сказано в письме депутата (копия есть у “Ъ”). Обращение передано в управление Роспотребнадзора по Москве, подтвердили “Ъ” в ведомстве.

Последние несколько недель в филиалах «Мосгортранса» проводятся разъяснительные встречи с водителями. «Не могут от этого излучения глаза болеть,— убеждал водителей один из руководителей ГУПа (видеозапись есть в сети).— Вот вы телевизор смотрите, не жалуетесь. А прибор — одна сотая этого телевизора». На другом собрании представители КСОР говорили, что независимая экспертиза проведена неправильно, в реальности излучение не превышает 0,03 Вт/кв. м. Связаться с представителями КСОР и «Октоинформ Рус» “Ъ” не удалось.

Решение об использовании системы принято для повышения безопасности и улучшения качества перевозок пассажиров, рассказали “Ъ” в «Мосгортрансе», она уже применяется на 5,6 тыс. единицах транспорта.

Система «показала свою эффективность», утверждают чиновники, водители ее «положительно оценивают». На сайте КСОР говорится, что за первые месяцы работы устройство «помогло в 2,5 раза снизить число инцидентов». Похожую систему использует «Яндекс», отмечают в «Мосгортрансе». Речь идет о системе мониторинга усталости водителей в машинах такси, которая анализирует точки лица водителя, частоту моргания и наклон головы. «Вопросы и недоверие» система вызвала «у минимального числа водителей, которые считают такой контроль за их работой избыточным», утверждают в ГУПе. «Обращения о недомоганиях носили единичный характер,— говорят на предприятии.— По каждой ситуации проведены административные разборы». В «Мосгортрансе» подчеркнули, что производитель предоставил комплект сертификатов, включая заключение государственного Центра гигиены и эпидемиологии Смоленской области о безопасности системы. ГУП передал всю документацию в Роспотребнадзор.

Иван Буранов

В метро — по базе данных

В московском метро в 2019 году в пилотном режиме заработала система распознавания лиц пассажиров с автоматической оплатой проезда. Как технологии, казавшиеся будущим, уже сегодня внедряются в нашу повседневность, узнал «Огонек».

Читать далее

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...