Продолжаю публиковать отчет за 5 лет поездок.
В первой части Заброска Питер — Кольский
Во второй части Терский берег, водопад Маманя, пер. Геологов
В третьей части Хибины
В четвертой части Лиинахамари, старая немецкая дорога
Преодолев перевал через хребет Муста-Тунтури, въезжаем на п-ов Средний.
Перевал, в принципе, не сложный, но парочка неприятных мест есть.
Кстати, вот этот памятник неподалеку от выезда со старой немецкой дороги на перевал
Здесь очень много мест, напоминающих о героической обороне полуостровов в годы Великой Отечественной войны. Это и памятники и просто места с окопами, блиндажами, россыпью гильз и осколков…
Почти сразу же стоит указатель налево в сторону музея.
Музей Ю.А.Кобякова
Широта 69°38′31″N (69.641924)
Долгота 31°53′35″E (31.893036)
Об этом музее известно многим. Настоятельно рекомендую посетить, послушать Юрия Александровича и подняться на высоты Муста-Тунтури для того, чтобы воочию увидеть в каких неимоверно сложных условиях совершали каждодневный подвиг наши деды.
Кроме того, до посещения или после путешествия рекомендую прочитать несколько книг про героическую оборону Среднего и Рыбачьего, да и всего Кольского полуострова.
В.Пикуль «Океанский патруль»
Ф.Поночевный «На краю земли советской»
С.Кабанов «Поле боя — берег»
Ну и многие книги М.Орешета.
Вот такие виды, спустя более 70 лет мирной жизни на хребте:
От музея обычно двигались по часовой стрелке по берегу губы Мал.Волоковой
Так видится эта дорога с высоты Большого Муста-Тунтури.
Проезжаем лагерь дайверов, тут небольшой, но неприятный брод.
Он неприятен острыми камнями-ступеньками.
Широта 69°41′5″N (69.684751)
Долгота 31°46′4″E (31.767707)
Далее по кустам, лужам
и выезжаем к памятнику 113 артдивизиону береговой артиллерии,
в т.ч. 221-й береговой батарее. Там же недавно построили часовню.
Широта 69°41′40″N (69.69436)
Долгота 31°44′22″E (31.739459)
Повороты на Земляное, оттуда сразу к р.Выкат. Так можно Средний поперек пересечь.
Мы туда ни разу не ездили. Интереснее объехать вокруг.
Пару поворотов направо на развилках.
Но в любом случае нужно ехать по ситуации.
Широта 69°41′31″N (69.692059)
Долгота 31°45′38″E (31.760554)
Широта 69°43′23″N (69.723168)
Долгота 31°44′45″E (31.745797)
Развилка на нижнюю и верхнюю дорогу.
Широта 69°42′48″N (69.713296)
Долгота 31°43′22″E (31.722912)
Если все время держаться правее, то пойдем по верхней дороге. Она более простая.
Не помню как, но дважды мы попадали на нижнюю и по камням карабкались к тому месту, где эти две дороги снова сходятся
Широта 69°44′54″N (69.748195)
Долгота 31°43′52″E (31.73102)
Оттуда открывается очень красивый вид на Печенгский залив и Лиинахамари
Командно-дальномерный пост + РЛС 142-й батареи береговой артиллерии.
Конечно же это уже не времен войны, более современная постройка.
Широта 69°46′42″N (69.778416)
Долгота 31°43′43″E (31.728596)
142-я береговая батарея
К ней ведут две дороги: по-прямой через брод и подъем сразу в городок или в объезд через лужу с камнями прямиком к орудиям.
Сама батарея.
Широта 69°46′28″N (69.774359)
Долгота 31°45′19″E (31.755297)
Можно полазить по командному пункту и подземным коммуникациям при орудиях.
Достаточно полезно для того, чтобы получить общее впечатление о службе батарейцев
От батареи лучше не пытаться проехать низом по берегу. Дорога там заканчивается в принципе.
Едем по основной верхней дороге мимо воинской части (она остается слева).
Там же будут неприятные лужи с бетонными блоками и шинами. В сезон большой воды не каждый кроссовок там пройдет.
Мне всегда везло.
Широта 69°48′49″N (69.813579)
Долгота 31°45′24″E (31.756531)
Поворот на Два Брата
Широта 69°49′33″N (69.825733)
Долгота 31°48′9″E (31.802513)
Два Брата
Широта 69°49′27″N (69.824183)
Долгота 31°46′1″E (31.767059)
А это, собственно, братья:
Чуть дальше есть несколько приличных и еще не загаженных мест для стоянки и особенно красивые и причудливые камни на побережье.
В этих местах нам посчастливилось увидеть пару северных дельфинов.
Возвращаемся к развилке и едем к перешейку с Рыбачим.
Памятник летчикам на аэродроме Пумманки
Широта 69°47′8″N (69.78557)
Долгота 31°56′50″E (31.947262)
Тут же развилка. Левая дорога через брод на р.Выкат, вторая в объезд.
Сам брод в принципе ничего сложного из себя в конце лета не представляет. Но умельцы умудряются и в нем утопить свои внедорожники.
Широта 69°47′8″N (69.785627)
Долгота 31°57′8″E (31.952127)
Далее дорога не сложная и выезжаем на Рыбачий.
О нем в следующей части.
Кстати, в конце опубликую карту с маршрутами, чтобы было понятнее, где нас все 5 лет носило.
Комментарии 62
Теперь тоже подобными фото обзавёлся: www.drive2.ru/l/548363833240977545/
:)
С удовольствием прочитал все ваши путешествия. огромное спасибо, особенно за координаты, куда я еще не добрался.
Но…
На фото это не батарея Поночевного.
Эту батарею почему-то многие по ошибке считают "батареей Поночевного". Это не так. На самом деле это: Батарея №10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии. Введена в эксплуатацию в 1953 г.
Ф. М. Поночевный сначала был заместителем 221-й батареи, а потом, когда Космачева поставили командиром 113 артдивизиона, стал её командиром. В 1942 году, Поночевный был назначен командиром 140-й батареи, а не 142-ой
С большим интересом читается!
В чем основные достоинства Pathfinder по сравнению с xtreil ?
Тяговитый дизель, рама, понижайка, шире возможности для экспедиционной подготовки, нормальный автомат.
Это коротко
Нормальный автомат — согласен.
Но при наличии гидротрасформатора в xtreil понижайка не нужна. Он на короткое время может повышать момент .
Рама зачем ? Несущий кузов более жесткий, чем рама.
Понижайка? Момент 500 против 250. По камням и брёвнами на холостых.
У меня на раме лебедка, фаркоп, силовые пороги.
Понятно. У меня в штатной машине на пониженной машина может в букс уходить на песке, что не удобно. Часто еду до последнего на повышенной пока совсем тяги бензинки не хватает.
Очень здорово, молодцы!а самому стыдно живем в этих краях и все времени нет съездить !
Никогда не поздно начать.
Отлично все расписано. Предыдущие части тоже на одном дыхании прочитал. С нетерпением жду карту с маршрутами.
Вообще мучаюсь с ограничениями в 20 фото. Так много всего хочется показать!
Многие с этим мучаются. Значит надо делать больше частей. ))))
Да не хочется мыльных сериалов устраивать
Много наших там полегло. До сих пор неизвестных выкапывают и опознают…
Вот тоже интересное видео о войне на севере (себе в блог занес тоже):
www.drive2.ru/b/2036360/
Спасибо за список книг. Надо будет прочитать. В электронном виде есть ссылки, кто подскажет? Летом в путешествии почитал бы с удовольствием.
Ссылки не привожу, не имею права.
Поищите сами в сети.
Понял, поищу. Книги то все равно наверное уже давно не выпускаются такие, смыл теряется прав на них. Это единственная возможность почитать, ну кроме библиотеки областной, может быть. ))
barrayar
Много наших там полегло. До сих пор неизвестных выкапывают и опознают…
Вот тоже интересное видео о войне на севере (себе в блог занес тоже):
www.drive2.ru/b/2036360/
Спасибо за список книг. Надо будет прочитать. В электронном виде есть ссылки, кто подскажет? Летом в путешествии почитал бы с удовольствием.
Спасибо большое за ссылку. Посмотрел на одном дыхании…
Не за что! Редкое, объективное видео. Видно что душа в него вложена.
Кстати, да! Тоже СПАСИБО хотела сказать. Пролистала мельком и чуть позже пересмотрю.