Примерное время чтения: 12 минут
1224

Глава ГИБДД Михаил Черников: каждое десятое ДТП — по вине пьяных водителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Основной закон нашей жизни 01/07/2020

3 июля — профессиональный праздник у сотрудников Госавтоинспекции.

Накануне на вопросы «АиФ», интересующие и автомобилистов, и пешеходов, ответил глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Не просто цифры на бумаге

Екатерина Барова, «АиФ»: Михаил Юрьевич, продолжается реализация федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Задачи были поставлены непростые. Что-то уже реально работает? 

Михаил Черников: Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» входит в структуру нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и реализуется уже второй год. В 2019-м нам удалось достичь снижения показателя социального риска гибели в ДТП до 11,6 погибших на 100 тысяч населения. Другими словами, в сравнении с 2018 г. нам удалось сохранить более 1300 человеческих жизней. Как? За счет сплоченной работы всех участников национального проекта: федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, СМИ.

Госавтоинспекция — ключевой субъект федерального проекта, поэтому так важно поддерживать высокую техническую оснащенность подразделений. Автомобильный парк региональных подразделений службы в прошлом году пополнился более чем на 4,7 тыс. патрульных машин, в этом — готовимся к закупке еще почти 4 тыс. Для оказания помощи пострадавшим было поставлено 5 тыс. медицинских укладок. Их используют наши сотрудники, выезжая на ДТП. Для контроля за безопасной эксплуатацией транспортных средств и дорог мы используем специальные приборы, почти 4 тысячи которых направлено в регионы. Все это не просто цифры в отчетах, это спасенные жизни наших граждан, участников дорожного движения. 

— Ограничительные меры деятельность Госавтоинспекции как-то затронули? 

— Несомненно. Например, многие мероприятия с участием детей были перенесены на неопределенный срок. Изменение планов коснулось и регионов, и страны в целом. В ряде регионов временно прекратились занятия в перинатальных центрах и роддомах с молодыми родителями. Но это не значит, что работа остановилась совсем: о правилах безопасной перевозки младенцев в транспортных средствах наши сотрудники рассказывали с помощью буклетов, записывали для новоиспеченных пап и мам обучающие видеоролики на флешки, запускали ролики на видеоэкранах. 

Скоро мы возобновим проведение социальных кампаний. Вновь обратим внимание общества на основные факторы риска в дорожном движении и их профилактику. Продолжим проекты по обучению детей безопасному поведению на дорогах, вернемся к работе по развитию деятельности отрядов юных инспекторов движения.

Каждое третье нарушение ПДД связано с выездом на полосу встречного движения, каждое пятое — с нарушением скоростного режима, каждое шестое — с нарушением правил расположения транспортных средств на проезжей части.

39 млн штрафов за превышение

— Михаил Юрьевич, судя по статистике, количество ДТП снижается. Тем не менее продолжают нарушать водители, пешеходы и даже пассажиры. Какие нарушения самые опасные?

— Действительно, стратегия, выработанная совместно со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами в ходе реализации федеральной целевой программы и федерального проекта в области обеспечения безопасности дорожного движения, позволила добиться сокращения ДТП, но, что важнее, — числа погибших и пострадавших в них людей. Это подтверждают данные статистики: посмотрите хотя бы на цифры за последние 5 месяцев. Главными причинами смертности остаются нарушения ПДД водителями транспортных средств, что привело к гибели практически 85% участников дорожных аварий! Каждое третье связано с выездом на полосу встречного движения, каждое пятое — с нарушением скоростного режима, каждое шестое — с нарушением правил расположения транспортных средств на проезжей части. Каждое десятое ДТП происходит с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения.

Как улучшить положение? Воздействовать на поведение водителей: пропагандировать, разъяснять, приводить убеждающие примеры. Необходимо привить людям нетерпимость к нарушениям, считать игнорирование ПДД недопустимым! Быть законопослушными участниками дорожного движения и учить этому своих родственников, близких, детей и друзей. Наконец, важно принять меры к строгому выполнению водителями установленных правил. 

За 5 месяцев чаше всего водители получали штрафы как раз за превышение скорости от 20 до 40 км\ч — 39 миллионов административных штрафов.

Замечу, что вся статистка абсолютно открыта и любой желающий может ознакомиться с ее данными на официальном сайте Госавтоинспекции, где с помощью интерактивной карты можно узнать о показателях безопасности дорожного движения в своем регионе.

— А штрафы помогают привести в чувства хотя бы лихачей?

— Если посмотреть на статистику этого года, за 5 месяцев чаще всего водители получали штрафы как раз за превышение скорости от 20 до 40 км\ч (39 миллионов административных штрафов). За превышение от 40 до 60 км\ч — 1,1 миллиона. Еще миллион штрафов было выписано за непристёгнутый ремень безопасности, 3 млн раз водители игнорировали дорожные знаки и разметку и 1,2 млн — стоп-линию, красный сигнал светофора. Все эти нарушения — прямой путь к ДТП. 

Решить проблему с нарушителями Правил дорожного движения можно комплексно. Набор необходимых инструментов у Госавтоинспекции есть: от нормативно-правовых до нормативно-технических и надзорных. Это дает нам возможность эффективно противостоять всем современным вызовам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. 

— И камеры фиксации тоже работают на эту задачу?

— Я вам привел статистику по штрафам. Более 85% из них вынесено именно системами фотовидеофиксации. Понятно, что камеры на дорогах дисциплинируют водителей. Возможность получить штраф заставляет их соблюдать ПДД, а значит, снижается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия. Именно сохранение жизни и здоровья граждан, улучшение показателей аварийности является главной задачей. Поэтому водители должны быть предупреждены о наличии камер на том или ином участке дороги: снизил автомобилист скорость, не попал в ДТП, значит, камера выполнила свою функцию. В соответствии с поручениями президента и правительства Российской Федерации, МВД России подготовило изменения в ПДД, которые предполагают установить новое обозначение комплексов фотовидеофиксации с помощью информационных знаков «Фотовидеофиксация». На загородных участках дорог комплексы планируется обозначать знаками на расстоянии 150-300 м до зоны контроля, а при въезде в населенные пункты такой знак будет устанавливаться со знаками «Начало населённого пункта». Реализация этих мероприятий в совокупности с практикой уведомления о местах размещения систем фотовидеофиксации с помощью электронных ресурсов, в том числе официального сайта Госавтоинспекции, позволит удовлетворить запрос граждан на получение такой информации.

В 70 % случаев причиной гибели людей остается их собственная неосторожность. И каждое второе роковое нарушение — попытка перейти проезжую часть в месте, которое для этого не предназначено.

Почему гибнут пешеходы

— Если вернуться к нарушителям, то как часто пешеходы становятся виновниками ДТП и что делается для обеспечения их безопасности? 

— Практически каждый третий погибший в ДТП — пешеход. Тем не менее за 5 месяцев этого года отмечается снижение количества ДТП, связанных с наездами на пешеходов, на 19,3% (13,5 тыс. случаев). Число погибших снизилось на 3,1% (1,4 тыс.), раненых — на 20,6% (12,6 тыс.). В 2/3 наездов на пешеходов усматривается вина водителей. Вместе с тем в 70% случаев причиной гибели людей остается их собственная неосторожность. И каждое второе роковое нарушение — попытка перейти проезжую часть в месте, которое для этого не предназначено, то есть вне перехода! Это каждый 6-й случай, согласно статистике. Наземный или подземный переход при этом зачастую находятся в зоне видимости. Для безопасного перехода достаточно пройти лишь несколько метров! 

Гораздо реже, но все равно часто, на дорогу выходят люди, которые не собираются ее переходить, но оказываются под колесами автомобилей или других транспортных средств. Так, каждый семнадцатый случай — движение вдоль проезжей части попутного направления вне населенного пункта при удовлетворительном состоянии обочины. При таких цифрах надо ли говорить, что знание ПДД — жизненно важная необходимость не только для водителей, но и для самих пешеходов? 

Задача Госавтоинспекции — создать для этой уязвимой категории участников дорожного движения безопасные условия передвижения. Спросите, как? Прежде всего — повысить качество переходов. Одним увеличением их количества вряд ли можно чего-то добиться. Национальный проект предполагает оснащение всех нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных участках дорог искусственными неровностями. Нужно осветить пешеходные переходы, остановки общественного транспорта, локальные участки, где имеются места концентрации ДТП.

Как остановить пьяного?

— Много водителей продолжают садиться за руль пьяными? Понятно, что в новостные ленты попадают только резонансные случаи... 

— В последние годы каждое десятое ДТП происходит с участием водителей в состоянии опьянения. Обращу внимание на тяжесть последствий: погибает в подобных авариях каждый четвертый. Вдумайтесь в эти цифры. Да, за первые 5 месяцев 2020 года количество пьяных ДТП снизилось на 9,6%, это 4,5 тысячи. Но это все равно немало. Нетрезвое вождение абсолютно недопустимо.

— Есть эффективные методы борьбы с этим? 

— Важное значение имеют меры профилактики. Необходимо предупредить ДТП, а не ликвидировать последствия. Тем более когда речь идет о жизни и здоровье людей. За последние годы было значительно усилено законодательство в отношении тех, кто все-таки рискнул сесть за руль пьяным. Наряду с лишением права и внушительным штрафом в 30 тыс. руб. увеличен срок давности привлечения к ответственности. Повторное нарушение или отказ от медосвидетельствования могут стать основаниями для уголовного преследования. Напомню, что есть возможность установить состояния опьянения не только по выдыхаемому воздуху, но и по анализу крови. Это важно для работы с участниками ДТП, нуждающимися в госпитализации.

Увеличение количества каршерингового транспорта закономерно привело к тому, что в ДТП лица, управляющие прокатными автомобилями, стали попадать чаще. Среднестатистический портрет таких нарушителей — молодой водитель, который в силу возраста или небольшого опыта управления автомобилем считает, что «обезличенный» автомобиль можно эксплуатировать в самой жесткой форме.

Неоценимую помощь на дороге сотрудникам Госавтоинспекции оказывают общественные организации, неравнодушные граждане. Помогают различные неформальные объединения, в состав которых входят работники служб такси, простые автомобилисты. Их маршруты движения часто проходят рядом с местами отдыха и развлекательными заведениями. Если волонтеры замечают у водителя признаки неадекватного поведения или он совершает грубые нарушения ПДД, они сообщают об этом в дежурную часть Госавтоинспекции. 

Наша общая задача — не дать пьяному человеку вообще начать поездку, предотвратить возможное ДТП и спасти чью-то жизнь. Увидел нетрезвого человека, который хочет куда-то ехать, — останови или хотя бы сообщи в полицию. Число граждан, проявляющих принципиальную позицию в этом вопросе, неуклонно растет. 

Кроме того, активные граждане объединяются в социальных сетях, поддерживая борьбу с нетрезвыми водителями, оперативно сообщают информацию о таких нарушителях. Экипажи ДПС, в свою очередь, принимают меры в соответствии с законодательством.

Только в прошлом году в ходе отработки таких сигналов сотрудниками ДПС задержано более 29,6 тыс. водителей, управлявших автотранспортом с признаками опьянения.

Портрет нарушителя

— Бытует мнение, что злостные нарушители ПДД любят пользоваться каршерингом. Как Вы смотрите на запрет для таких граждан садиться за руль прокатных машин? 

— В настоящее время услуги каршеринга стали очень популярны, в первую очередь — в крупных городах. Увеличение количества каршерингового транспорта закономерно привело к тому, что в ДТП лица, управляющие прокатными автомобилями, стали попадать чаще. Среднестатистический портрет таких нарушителей — молодой водитель, который в силу возраста или небольшого опыта управления автомобилем считает, что «обезличенный» автомобиль можно эксплуатировать в самой жесткой форме. При этом он ошибочно полагает, что ПДД при управлении арендованным ТС соблюдать совсем не обязательно. Это, конечно, заблуждение. Нарушители понесут наказание, и доказательство этому — новостные ленты с описанием резонансных случаев и протоколы о нарушении ПДД.

Важно повышать требования к пользователям услуги каршеринга. Например, путем запрета управлять арендованным автомобилем, если водитель был неоднократно замечен в противоправном поведении за рулем. Как это реализовать? Путем создания каршеринговыми компаниями баз данных нарушителей, а в случае необходимости — направления запросов в Госавтоинспекцию для проверки отдельных лиц на предмет лишения права управления и наличия грубых и систематических нарушений ПДД.

— Дети, которые сегодня в школах и детсадах учат ПДД, — это будущие водители и пешеходы. Заметны ли результаты такого обучения? Или опять получим лихачей на дорогах? 

— Несмотря на высокие показатели детского дорожно-транспортного травматизма, они неуклонно снижаются. За первые 5 месяцев года стало на 31,5% меньше ДТП с детьми, уменьшилось число погибших (на 23%) и раненых (на 29,5%) на дорогах. А более 2/3 погибших несовершеннолетних — это дети-пассажиры. То есть эти трагедии на совести взрослых. 

Наша задача — формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах у детей. Реализуем мы ее совместно с Минпросвещения, а также общественными организациями и социально активными гражданами. Это не только очные уроки, но и масштабная информационно-пропагандистская работа с детьми онлайн, в том числе в соцсетях. Создаются тематические ролики, проводятся прямые эфиры, конкурсы и т. д.

Но одной пропаганды мало. Я хочу напомнить всем родителям, что именно они главные учителя для своих детей. Поэтому так важно демонстрировать несовершеннолетним правильное поведение на дороге, всегда держа в уме то, что ПДД написаны «взрослым» языком, безо всякого расчета на детей. И объяснить доступно — половина успеха. Только совместными усилиями мы, взрослые, можем вырастить из наших детей законопослушных водителей и пешеходов.

— Порой отчаянные нарушители идут на крайние меры и инспекторы ДПС гибнут на посту. Часто случаются ЧП на дороге?

— Служба в Госавтоинспекции действительно зачастую сопряжена с рисками для жизни. В этом году при исполнении служебных обязанностей погибли 2 сотрудника и 158 получили ранения. В 2019 году, исполняя свой служебный долг, погибло 11 и ранено 533 сотрудника. Наши сотрудники каждый день оказывают помощь на дороге, участвуют в раскрытии преступлений, задержаниях лиц, находящихся в розыске. Осуществляя надзор за дорожным движением, они не знают, кто перед ними окажется: добропорядочный гражданин или преступник. Я уверен: каждый из сотрудников Госавтоинспекции готов проявить смелость и пойти на решительные профессиональные действия каждую минуту. Не хвалюсь, но только в этом году за проявленное мужество и отвагу к награждению орденом Мужества представлены двое сотрудников, еще двое награждены медалью «За отвагу», трое — медалью «За спасение погибавших».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах