На Ульяновском автозаводе завершилась программа добровольного высвобождения. По соглашению сторон уволились более 400 сотрудников из офисных и сервисных подразделений. Все они получат компенсацию в три зарплаты. Как сообщили в областной федерации профсоюзов, сейчас на УАЗе готовят программу, из которой будет ясна дальнейшая кадровая политика автозавода.

Напомним, 25 июля Ульяновский автомобильный завод сообщил о старте программы добровольного высвобождения. Тем, кто уволится по соглашению сторон, обещали компенсацию в три среднемесячные зарплаты. Старт программы объяснили тем, что хотят повысить производительность труда и сосредоточиться на новых разработках, снизить издержки и управленческие расходы.

Региональное правительство, депутатский корпус и профсоюзы тогда высказались резко против высвобождения.

– На деле речь идет об элементарном сокращении персонала — порядка тысячи сотрудников, занятых в офисных, вспомогательных и сервисных подразделениях, – говорил, например, председатель областного правительства Александр Смекалин. – Это очень тревожная информация, поскольку несколько тысяч человек – работники УАЗа и члены их семей – могут оказаться в сложной жизненной ситуации.

31 августа программа добровольного высвобождения завершилась. На деле число добровольно ушедших работников оказалось значительно меньше, чем ожидали региональные власти. Как сообщил 2 сентября начальник департамента информации и общественных связей УАЗа Константин Сазонов, возможностью уволиться по соглашению сторон воспользовались 418 человек. В дальнейшем автозавод планирует действовать в соответствии с дорожной картой, разработанной вместе с правительством. Она направлена на восполнение рабочих вакансий, которых на данный момент около сотни. О дальнейших сокращениях говорить рано, подчеркивают на автозаводе.

Министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин, однако, называет другую цифру – два дня назад ему докладывали о высвобождении немногим более 200 человек.

– На этой неделе будем встречаться с руководством предприятия, обсуждать программу высвобождения, а также модернизацию производства. Потому как конечной целью мы ставили именно модернизацию, увеличение объемов производства и максимальное задействование на заводе работников, – прокомментировал Вавилин.

Председатель федерации профсоюзов Ульяновской области Анатолий Васильев сообщил, что уведомлений о дальнейших сокращениях от автозавода не поступало.

– Администрация предприятия готовит программу действий, она покажет тот процесс, который будет идти на заводе по кадровой политике. Документ направят в правительство и федерацию профсоюзов. Кроме того, мы рассчитываем в ближайшее время провести рабочую встречу, на которой все это будет обсуждаться. В случае массовых сокращений, то есть более 10% персонала, предприятие обязано нас уведомить заранее. Но пока таких документов не поступало, – сообщил Васильев.

По словам председателя первичной профсоюзной организации УАЗа Виктора Бычкова, во время действия программы многие обращались за консультациями в профсоюз, многие из них – с большим стажем.

– Мы надеемся, что завод воспрянет и пойдет на увеличение программы, и тех людей из уволенных, кто захочет, будут принимать на завод назад, так как это специалисты, не требующие дополнительного обучения. Среди уволившихся есть люди с большим стажем, часть из них – пенсионного возраста. Настроение сейчас в коллективе настороженное, есть сомнения в будущем, – рассказал Бычков.

Ситуацию на УАЗе обсуждали также на заседании Ульяновской гордумы в минувшую пятницу, 30 августа. Зампред думы Игорь Крючков отметил, что часть высвобожденных сотрудников уже нашла работу:

– Поддерживаем полностью позицию губернатора, что на произвол судьбы работников УАЗа бросать нельзя. Уже принято решение, что люди должны получить помощь. Через центр занятости знаю, что порядка 14 человек трудоустроены, часть работников получили статус безработных, но они могут получить бесплатную консультацию в засвияжском отделении "Единой России" по вторникам с 16 до 18 и пятницам с 10 до 14 часов.

Напомним, о программе высвобождения УАЗ заявил почти сразу после слухов о возможном переезде производства обновленного "Патриота" в ОЭЗ "Алабуга" (г. Елабуга, Татарстан), что вызвало волнение и работников, и у представителей региональной власти. По одной из версий, в переносе сборки якобы лично заинтересован новый гендиректор УАЗа Адиль Ширинов, который ранее занимался развитием производственных подразделений в Татарстане. Одной из причин возможного переезда называли более современное оборудование на елабужском заводе. Впрочем, пресс-служба УАЗа тогда опровергла информацию о переносе.

Отметим также, что группа "Соллерс" (владеет УАЗом) в этом году была вынуждена адаптироваться к уходу своего ключевого партнера Ford из легкового сегмента в России и в июне объявила о подготовке к "глобальной трансформации бизнес-модели".

Николай Андреев