Отчет о поездке в Норвегию, июль 2010 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Отчет о поездке в Норвегию, июль 2010

Выкладываю отчет о нашем двухнедельном путешествии в Норвегию, которое состоялось в начале июля 2010 года. Цель этого отчета – поделиться впечатлениями от поездки, а также тем, что мы узнали об этой стране. Возможно, кому-то этот рассказ будет просто интересен, а кому-то окажется полезным при подготовке к подобной поездке.
Отчет построен следующим образом – несколько слов о подготовке к самой поездке до ее начала, далее детали путешествия (по дням), в конце собрана информация по бюджету, ценам на продукты, кэмпингам, паромам и платным дорогам, встретившимся нам на пути.

Подготовка
Отправляемся в автопутешествие в Норвегию (начало июля 2010 года) вчетвером – двое взрослых и двое детей – мальчишки 13 и 5 лет. Машина Шкода Октавия с немаленьким багажником, под завязку забитым вещами. В салоне автохолодильник, дополнительная сумка с едой, в ногах – техника (фотокамера и ноутбук).
Поездку готовили сами. Идея возникла год назад, после первого подобного путешествия в Финляндию. За полгода начали потихоньку подкупать нужное туристическое снаряжение, потом был разработан маршрут по достопримечательностям, которые посещают в Норвегии, и которые нам бы тоже хотелось увидеть, рассчитан километраж и приблизительное время остановок. Маршрут нарисовался следующий:

Москва --> Выборг --> Хельсинки --> Стокгольм -->
Лиллехаммер --> Geiranger (+Trollstigen) --> Briksdal --> Flam --> Voringfossen --> Oslo -->
Стокгольм --> Хельсинки --> Питер --> Москва


После этого начали бронировать билеты на паром и гостиницы в Питере и в Стокгольме. Билеты на паром заказывали через офис Viking Line в Москве (к сожалению, не нашли бронирования билетов через интернет для этих паромов в отличии от Silja Line). Внутренняя каюта без окна плюс машиноместо в оба конца обошлось нам в 14000руб.
Далее в кэмпинги по пути следования были разосланы запросы на бронирование мест для машины и палатки на четверых человек на соответствующие даты. Из большинства мест пришло ответное письмо, что место для палаток не бронируется — кэмпинг достаточно большой, и мы можем приезжать в удобное для нас время.
Были собраны все необходимые документы для визы, приложен маршрут поездки и письма-подтверждения из кэмпингов. Анкеты заполняли через портал норвежского посольства — norvegia.ru, визы оплатили по интернету через этот же портал (на троих 105EUR, для младшего — бесплатно), тут же забронировали время подачи документов – и в нужный час принесли все в посольство. Документы были сданы без очереди. Визы сделали приблизительно через неделю.

Нам оставалось поменять деньги, докупить недостающие мелочи, собрать все вещи и отправиться в путь. Шведские и норвежские кроны купили в Москве (приблизительно прикинув необходимую сумму). Как оказалось потом, необходимости в этом не было — везде можно было пользоваться карточкой. Исключение оставляют платные дороги (кое-где не берут карточки), некоторые уличные парковочные автоматы, чаевые, оплата душа и стиральных машин в кэмпинге, покупка товаров с рук (например, клубники с плантаций). В итоге наличные мы потратили, оставив в коллекцию необычные норвежские монетки с ответстием посередине (1 и 5 крон).
Курс валют на момент нашей поездки был такой
• 1EUR – 38RUB
• 1SEK – 4.09RU – шведские кроны
• 1NOK – 4.93RUB – норвежские кроны

День 1-ый, дорога Москва — Выборг
3 июля
Время в пути — 12 часов, пробег — 820 км, маршрут Ново-Петровское — Выборг


Утром поднялись в 5 утра, в 6:30 выехали с дачи (под Волоколамском) и направились к Клину. Дорожное полотно до Питера в этом году показалось хуже, чем летом 2009 года: серьезных ям стало больше, также сказалась аномально жаркая погода – дорога была сильно промята под тяжестью фур. Огромные колеи наблюдались по всему пути. Местами они были такие, что, попав в них легковые автомобили рисковали сесть на брюхо.
В этот раз мы планировали останавливаться на ночь в Выборге, чтобы на следующий день как можно раньше оказаться в Хельсинки и успеть на паром до Стокгольма (он отплывал в 17-00). В дороге провели 12 часов (учитывая примерно часовую остановку на обед, заправки и туалеты) и на месте были только в 18-30, проехав 820 км. Достаточно тяжелое испытание.
С едой в гостинице нам не повезло — кафе было закрыто на ремонт, поэтому и ужин и завтрак организовывали сами.
С собой мы брали автохолодильник объемом 6 литров. На семью из 4 человек не помешал бы и больший объем, но и такой был незаменимой вещью. Правда, нужно обязательно брать дополнительный блок питания от сети (наш сломался, и мы ощутили его нехватку).

День 2-ой, дорога Выборг – Хельсинки, паром до Стогкольма
4 июля
Пробег — 300 км (суммарный пробег на конец дня 1100 км), маршрут Выборг – Хельсинки, далее паром до Стокгольма


Встали в 5-30, позавтракали, собрались и в 7-10 выехали по направлению к границе.
Машину заправили на Лукойле перед самой границей, чтобы на территории Финляндии уже не заправляться.
В 8-45 начали проходить нашу границу. На нее потратили всего 20 минут. Детям задавали вопросы – как зовут, с кем едешь; багаж окинули взглядом и ничего не проверяли; декларацию сейчас заполнять не надо (подготовленные заранее заполненные бланки не пригодились). На финской границе потратили еще 10 минут. Водителя подробно расспросили о маршруте и поинтересовались, где будем жить (на русском языке). У остальных проверили только документы. Итак, прохождение границы заняло 30 минут. Перевели часы на финское время и двинули дальше (8-20).
На финской территории сразу начинаешь получать наслаждение от дорог и езды по ним. После первой тысячи пробега устроили привал. В 12 часов уже были в Хельсинки, у терминала Viking Line. Регистрация на паром начиналась в 16-30, поэтому мы оставили машину на стоянке и пошли гулять по городу.

Забыли про воскресенье и зря заплатили за парковку. Нужно быть более внимательными в следующий раз.
На паром нужно садиться не с пустым желудком — это по памяти поездки прошлого года :) Мест, где можно поесть на пароме, (если у вас не заказан ужин вместе с билетом) немного, и люди сразу идут ужинать, поэтому везде большие очереди. Поэтому мы поели в городе. На центральной торговой площади купили жареную семгу и еще каких-то маленьких рыбешек (похожих по размеру на корюшку или кильку) с овощным гарниром и воды – 2 порции обошлись нам в 16 евро. Рыба оказалась очень вкусной.
Погуляв по городу, в 16 часов забрали машину и встали в очередь на регистрацию. Ровно в 16-30 начали запускать поток машин. Нашей машине досталось место на 4-ой палубе, а каюта оказалась на 5-ой. Положив вещи в каюту, пошли на открытую палубу смотреть, как заезжают остальные.
Viking Line оказался меньше, чем Silja Line, хотя сама каюта — просторнее. Детская комната была очень большой, с множеством игрушек и достаточным количеством мест для наблюдающих родителей. Для тинэйджеров тоже была своя комната с компьютером (с выходом в интернет –ограничение по времени 15 минут), игровыми автоматами и телевизором. Дети сразу разбежались по интересам.
Поужинали в одном из трех ресторанов, предварительно забронировав столик на свободное время и потратив при этом на четверых 75 евро.

День 3-ий, дорога Стокгольм – Лиллехаммер
5 июля
Время в пути — около 10,5 часов, пробег — 650 км (суммарный 1750 км), маршрут Стокгольм – Лиллехаммер

Поднялись в 7 часов (уже по Стокгольму), позавтракали и в 9-30 уже сидели в машине. В 9-50 выехали в город.
На выезде с парома водителям предлагают подуть в трубочку на наличие алкоголя. Проверяют не каждую машину. Пока заменяют трубочки, несколько автомобилей успевают проехать  Мы были в числе таких.
Решили заехать на центральную железнодорожную станцию, чтобы заранее купить стокгольмские карты, поскольку планировали задержаться здесь на обратном пути, а также разменяли бумажные купюры, чтобы иметь мелочь на оплату парковки при необходимости. Двухдневные стокгольмские карты обошлись нам в 1275SEK (5215руб): 2 для взрослых (по 525SEK — 2150) и одна на ребенка 13 лет (225SEK — 920руб), младшему карта не нужна.
Поехали на выезд из города в сторону Норвегии. Знаки ограничения скорости сменяли один другой: 70, 90, 100, 120 и мы на трассе. Дороги похожи на финские: такое же хорошее полотно, и также никто не занимает левую полосу. Весь транспорт по правой полосе идет с максимально разрешенной скоростью, включая грузовики, а левая полоса используется исключительно для обгона.
К 13-00 проехали чуть больше 220км и съехали с трассы, чтобы заправиться на Shell. Заправка оказалась для нас непростой – ни одного слова по-английски, да и карточный автомат тоже не поддерживают английский язык. Спасибо — разобраться помог кто-то из местных, приехавших заправиться. Мы залили 31л 95 бензина (по 12.72 шведских кроны — это приблизительно 52руб за литр при стоимости бензина у нас на тот момент 24.50руб за литр).
Предварительно закупив продукты в одном из супермаркетов, расположенном вдоль трассы, около 14-00 остановились на привал под знаком 'Елочка с табуреткой' в живописном месте на берегу пруда. В лесочке на берегу водоема расположено несколько столиков со скамейками под крышами. И обязательный атрибут стоянки – туалет.
Далее еще километров 100 шла ровная монотонная трасса с ограничением скорости 110 км. Потом стал проявляться рельеф местности, и дорога пошла то в гору, то с горы, ограничение скорости было сначала 90, потом 80 – это мы приближались к Норвежской границе. К 17-30 проехали около 440км. Не доезжая границы, заправились дешевым шведским бензином (именно дешевым, поскольку в Норвегии он будет еще дороже).
Границу пересекли за … 5 секунд  Поняли это по цвету разметки. Разделительная полоса стала выделяться не белым, а желтым цветом. Да еще знаки поменяли фон с желтого на белый. Дорога осталась такой же хорошей.
Потом мы съехали на двухполосную дорогу, далее дорога стала еще уже (так что 2 машины могли с трудом на ней разъехаться), более того пропала разметка посередине… Возникли сомнения насчет пути, проложенного коммуникатором (это мы еще ничего не знали про Норвежские трассы). В итоге мы уперлись в ремонт (дорога была просто перекрыта), пришлось разворачиваться и делать крюк. Коммуникатор несколько раз пытался вернуть нас к участку с ремонтом, а мы настойчиво пытались его объехать… В этой своей настойчивости нам пришлось долго ехать по дороге шириной в 1.5 машины с белой прерывистой разметкой по краям и без разделительной полосы в середине. И это никак не было похоже на трассу до крупного города :). Только позже мы поняли, что таких дорог в Норвегии очень много и это нормально. Причем ездят по ним со скоростью до 80 км/ч.
В итоге в конечный пункт – кэмпинг около Лиллехаммера добрались в 20-00 (через 10,5 часов пути), проехав при этом 650 км. Кэмпинг назывался Hunderfossen (дополнительные детали можно посмотреть в сводной таблице по кэмпингам ниже) и находился на берегу реки. Поужинали ‘Дошираком’ и попили чай – не было никаких сил готовить что-то приличное. Спать упали около 11 часов. Старшего сына уложили в машину, остальные разместились в палатке.

День 4-ый, Лиллехаммер: семейный парк развлечений Hunderfossen
6 июля
Время в пути – слишком мало – не считается :), пробег — 35км (суммарный 1785 км), целый день провели в семейном парке развлечений – Hunderfossen


Спалось хорошо, было тепло. За ночь дважды прошел несильный дождь. Поскольку кэмпинг находился рядом со станцией электричек, то ночью периодически слушали стук колес.
Сегодня предстоял визит в семейный парк развлечений — Hunderfossen — то, ради чего заехали в Лиллехаммер. Встали около 8-00. Пока солнце не вышло из-за холмов — было прохладно. Спортивные штаны и толстовка казались самой правильной одежной. Но уже буквально через час мы поняли, что будет лето. И действительно – целый день стояла жара – около +25 градусов… до тех пор, пока солнце часов в 8 вечера не скрылось за холмами. Тогда опять влезли в спортивную одежду. Такой характер погоды – прохладное утро и резкое похолодание вечером мы наблюдали весь наш отпуск (а днем погода была разная ).
Опробовали местный душ: регулируемая температура, отличный напор воды и очень чисто – 5 минут удовольствия стоит 10NOK (50руб.). Позавтракали и отправились в парк развлечений.
Входной билет берется на целый день (также есть билет на 2 последовательных дня), градация по росту: дети ниже 90см – бесплатно, дети 90-120 см 275NOK, все остальные выше 120см – 340 NOK. Это цены на пиковый сезон (конец июня, июль, начало августа). Парк открыт летние месяцы с небольшими перерывами и несколько дней в мае и сентябре. За билеты на четверых мы заплатили 1295NOK – это приблизительно 6400руб. Внутри уже ни за что не платишь и катаешься на всех аттракционах без ограничений. Каждый аттракцион рассчитан только на детей определенного роста – если слишком мал или слишком высок, то не пустят – иди выбирай другой.
Детям в парке раздолье, особенно любителям автомобилей и техники. Младший выбрал катание на фурах Volvo, езду на электромобилях по ‘городским’ трассам со светофорами, тракторы и экскаваторы. После катания на машинах получил права для управления легковыми и грузовыми машинами соответственно. Был очень счастлив. Старшие мужчины покатались на картах.


Обедали в бистро. За одну пиццу 40см (правда очень вкусная) и 4 напитка отдали 2000 рублей. Дороговато. Поэтому люди в парке еду привозят с собой и кушают на специально отведенных местах (везде стоят стационарные деревянные столики с лавочками на газонах).
После того, как нагулялись в парке, заехали в супермаркет – цены на продукты гораздо выше, чем в Москве. Для сравнения некоторые усредненные цифры приведены в таблице в конце отчета.
В магазине произошла смешная история… Приехали в торговый центр. В большом обилии магазинов нужно найти продуктовый супермаркет. Прошлись по центру – больших супермаркетов не заметили. Подошли к плану, НО ни одной надписи на английском нет, только по-норвежски. Знакомых брендов супермаркетов, в которых мы уже закупались, тоже не видно. Пришлось спрашивать. Нам повезло – первый мужчина говорил по-английски и был осведомлен больше нас. Узнали, что продукты по-норвежски будут MAT – и пошли в почти одноименный супермаркет CC-MAT.
К 18:30 вернулись в кэмпинг, поужинали, упаковали часть ненужных вещей, чтобы завтра быстрее собраться. Около 8 часов вечера поднялся сильный ветер – пришлось одеть ветровки. Ночью было холодновато спать – шерстяные носки были бы очень кстати… А мы не подумали и не взяли их с собой

День 5-ый, дорога Лиллехаммер — Trollstigen – Geiranger
7 июля
Пробег 335км (2120) км, маршрут Лиллехаммер — Trollstigen – Geiranger


Сегодня мы направлялись к фьорду Гейрангер через Дорогу Троллей.
Утром поднялись в 7-30, сначала было очень холодно, но буквально через час вышло солнце и стало жарко (около +25). Норвежцы с самого утра ходят уже готовые к жаре – в футболках, мы же с непривычки одевали толстовки и спортивные штаны, лишь потом стягивали с себя все это. Позавтракав и собрав вещи, в 9-45 мы выехали из кэмпинга, потратив на сборы чуть больше 2 часов.
Сначала ехали по солнцу, потом опять набежали тучи. Двигались по трассе E6, около 12 часов за бортом было +17 градусов. Через час остановились на привал. В этот раз рядом со столиками было две детских площадки. Младший сын был очень рад. Набегавшись, пришел обедать и тут же вылил на себя суп… Пришлось переодевать. В общем, детские вещи на смену всегда должны быть под рукой :)
На подъезде к городку Dombas увидели снежные шапки на вершинах гор. Пейзажи завораживали. К 14-30 температура за бортом опустилась до +10 градусов и прошел дождь. К 16 часам мы достигли подножия Дороги Троллей. Пробег уже перевалил за 2000. Начали подъем по Лестнице Троллей — узкой дороге в гору с 11 поворотами на 180 градусов (по одной полосе в каждом направлении). Разъехаться с кэмперами или туристическими автобусами на этой дороге проблематично. Нам пришлось потолкаться в пробке, поджидая, пока наверху разъедутся автобусы (похоже, мы попали в туристическое время). Сам подъем по такой дороге захватывает дух. Также поднимаясь, можно понаблюдать за водопадом высотой около 180м — на середине дороги проезжаешь мост через него.
Мы поднялись наверх (это 858м над уровнем моря) и пошли на смотровую площадку, предварительно утеплившись. Вдоль тропинки на склонах гор лежит снег. Зрелище самой дороги на фоне гор впечатляет – и мы по ней поднимались… Жалко, что не было солнца.

Далее поехали по направлению к новому источнику впечатлений – фьорду Гейрангер. Ехали по 63 дороге и к 18-30 добрались до городка Linge, где воспользовались первой паромной переправой в Eidsdal. Дорога прямо выходит к парому, машины встают тут же в очередь, в ней же покупают билет, и въезжают на паром. За билеты мы заплатили 107NOK (около 530руб), плыли приблизительно 10 минут и оказались на другом берегу фьорда. Из этой суммы водитель с машиной съедает обычно 50-60 процентов, взрослый еще 25 и остальное 2 детей.
Выехали с парома, взобрались в горы, потом спустились опять в долину. Погода менялась несколько раз на дню вместе с рельефом местности – то тучи и влажно, то солнце. В Финляндии нас в свое время очень поразили дороги, как будто прорубленные в скалах. Т.е. если на пути дорожного полотна встречается гора, то гора в этом месте убирается и полотно продолжается как небывало в окружении скал. Здесь, в Норвегии, таких дорог очень много. В 19-30 были на месте второй стоянки – кэмпинг Geiranger в одноименном городке и на берегу одноименного же фьорда (за двухдневную стоянку с палаткой отдали 460NOK). Вокруг была красота неописуемая: кэмпинг расположен в долине, по бокам — горы, в верховьях долины – водопад, перетекающий в горную рек, впадающую во фьорд. Вода в реке чистейшая – видно дно, но безумно холодная. Если опустить руки, то они стынут уже через несколько секунд. Температура воды не превышает 10 градусов. Даже если только подойти к мостику через эту реку, то сразу обдает холодом.
Поужинали и улеглись спать. Вечером на улице было очень холодно и влажно. Казалось, что из-за близости к фьорду (расположенному в низине) и к водопаду (буквально в 20 метрах) будет очень холодно спать. Но в целом, холодно не было.

День 6-ой, Geiranger: смотровая площадка Dalsnibba
8 июля
Пробег – не засекли, осмотр окрестностей Гейрангера


В этот день было запланировано посещение смотровой площадки на высоте 1500м над уровнем моря – Dalsnibba.
Утром мы разведали обстановку вокруг: возможные вылазки на экскурсии по фьорду, аренду лодок, расписание паромов, магазин продуктов и сувениров, кафе, где можно будет перекусить. В городке есть Музей фьордов, но мы туда не ходили. Поскольку нам все равно предстояло проплыть вдоль фьорда Geiranger на пароме, перемещаясь в следующую точку маршрута, то мы не стали брать экскурсию по нему.
Позавтракали и выехали по направлению к смотровой площадке. К 10 часам утра распогодилось и стало жарко. По дороге к главной цели мы останавливались практически везде, где было можно (в том числе и на смотровых площадках) — и с разной высоты наблюдали долину фьорда. Очень красиво…
Мы поднимались все выше в горы, погода начала меняться – на следующей высадке уже натянули толстовки. И вот мы доехали до снега, по которому, конечно же, побегали. Восторга было море у всех. Снег — летом! Дети даже лепили снежки. Снег был влажный и рыхлый, начинал моросить дождь, но солнце еще не скрылось. Лето, солнце, дождь и снег – все одновременно!
Поехали дальше, погода хмурилась. Въездной билет на Dalsnibba для легкового автомобиля стоил 85NOK (около 420руб). Дорога на вершину очень круто идет в гору (кое-где даже успевает заложить уши), она местами асфальтированная, после ремонта, местами грунтовая, и нередки повороты на 180 градусов. В особо опасных местах установлены ограждения. Наконец, мы достигли 1500м над уровнем моря. Над головой — туча, жуткий ветер, холодно и дождь. Младшего ребенка сносило ветром, руки стыли от холода, долину фьорда не было видно… И все это продолжалось около 10 минут. Потом дождь закончился, выглянуло солнце, и открылся потрясающий вид. Вот такое непостоянство.

Поднимаясь из низины фьорда, мы ощутили смену погоды за пару часов – от +20 до +10 градусов, плюс наблюдали почти все погодные явления — дождь, ветер, солнце, снег. В Норвегию нужна настоящая ветровка (непромокаемая и непродуваемая, можно даже взять чуть утепленную – лишним не будет) и флисовая толстовка – тогда вы защищены полностью :)
Спускаясь вниз, видели фьорды, вода в них была синяя, синяя. Очень красиво! Опять остановились, благо было можно.

Останавливаться можно далеко не везде, поэтому многие красоты просто фиксируются глазом, так и оставшись незаснятыми на камеру. Водитель в такой поездке сильно страдает в плане того, что должен быть сконцентрирован на дороге, а не на пейзажах вокруг. А дороги в Норвегии хорошие, но не очень простые… И езду по ним явно не назовешь монотонной, учитывая смену рельефа, повороты и узость некоторых мест или даже дорог. Некоторые дороги заставляют очень чутко ощущать габариты машины – становишься миллиметровщиком.
Вернулись в кэмпинг, заехав на заправку – завтра уезжать. Бензин в Норвегии дорогой. Когда переехали шведско-норвежскую границу, цифры, обозначающие цену на бензин, не изменились. Как было 12.72, так и осталось, только валюта была уже другая. В Норвегии бензин выливался в 62,70руб за литр. Причем на разных заправках цена на бензин может быть разной в Норвегии. Самый дорогой бензин, который видели мы – 13,06 (64,40руб за литр). В общем, нам было непривычно заливать 30 литров и отдавать за это около 2000 рублей.
За бензин мы в основном расплачивались карточкой в автомате. В Гейрангере заправочный автомат не принимал ни карты, ни деньги – просто некуда это было впихивать. Мы попробовали заправиться без денег и … бензин полился. Потом оплатили постфактум в кафе рядом. Сначала заправляйся – потом плати :)
Обедали в бистро на набережной. Взяли по одному блюду каждому и по напитку. Обед нам обошелся в 612NOK (это 3000руб), причем оказалось, что стакан сока и кока-колы стоят одинаково – 39NOK (190руб).
После этого зашли в магазин, купили продуктов на ужин и предстоящий завтрак. На завтрак будем пробовать традиционный норвежский коричневый сыр. На ужин в этот раз жарили картошку. Только мы поужинали – пошел очередной дождь, минут через 10 выглянуло солнце. После дождя появилась огромная радуга.

День 7-ой, дорога Geiranger — Briksdal
9 июля
Пробег- не замерили, маршрут Гейранге -Бриксдал


Сегодня нам предстоял маршрут до ледника Бриксдал.
Встали опять рано — 7-30. На завтрак пробовали коричневый сыр, оказалось на любителя. По вкусу – нечто среднее между сыром и несладкой вареной сгущенкой. Паром до городка Hellesylt отплывал в 11 часов. Оставшееся время потратили на покупку сувениров в магазине у причала. Также были куплены норвежские шерстяные носки . Билеты на паром обошлись нам в 545NOK — 2700руб (водитель с легковой машиной 278NOK, взрослый 133 NOK, двое детей – 134NOK). Это был самый дорогой и длительный паром за время нашего путешествия. Мы должны были плыть около часа (20 км) по фьорду Geiranger до городка Hellesylt. Во время движения солнце нас опять не баловало, но все равно мы были свидетелями красивых горных пейзажей (отвесные скалы по бокам фьорда достигают высоты 1400 м), водопадов, один из которых называется Семь Сестер,

а также одиноких домиков в горах, к которым нет дорог… Потом я где-то прочитала, что это заброшенные фермы, расположенные на небольших площадках горных уступов и добраться до них можно только по специальным приставным или верёвочным лестницам. На пароме звучала справка по фьорду и его водопадам, в том числе на английском языке, но слышно было плохо в силу небольшой громкости (мы были на верхней палубе) и шума ветра. Возможно и зря, что не взяли экскурсию по фьорду.
Приплыв в город Hellesylt, двинулись по направлению к городку около ледника Briksdalbreen. По дороге опять останавливались для того, чтобы запечатлеть ту красоту, которую проезжали. Все равно много чего пропустили. Светило солнце, но стоило остановиться на обед — набежали тучи, поднялся сильный ветер, и пошел дождь. Доедать пришлось в машине. Зато через 10 минут опять светило солнце.
У разных фьордов – разный цвет воды. На этот раз нам на пути попался фьорд с водой цвета морской волны – безумно красиво. И наш очередной кэмпинг оказался на берегу именно такого фьорда.

Приехали мы туда около 5 часов вечера, это было необычно рано для нас.
Кэмпинг назывался Gryta Camping и позиционировался как 3*, хотя в нем был даже слив для кэмперов, что не характерно для кэмпингов такой звездности. Мы заплатили за 1 день (140NOK – 700руб). И остались очень довольны качеством. Пожалуй, это был лучший кэмпинг из тех, в которых мы останавливались. Он был не очень большой, уютный и все условия на высоте – чувствуется, что хозяева душу вкладывают в свое детище, да еще при таких низких ценах. С одной стороны от ресепшена — места для машин с палатками, с другой -несколько домиков (около пяти). Для палаточников естественный склон фьорда был оформлен террасами – можно было встать на одном из трех уровней от воды (мы выбрали второй). Тут даже были стационарные деревянные столики со скамейками, поэтому свой столовый гарнитур мы даже не распаковывали. В общем, в кэмпинге все есть и все на хорошем уровне, плюс хорошая детская площадка с высоким батутом, закрытым защитной сеткой. Также здесь была возможность аренды велосипедов для взрослых и детей, загоны с домашними животными и пешеходная тропа к небольшому леднику на высокой горе. На водопады рядом со стоянками нам тоже везло – был и здесь :) Также на ледник Briksdal, который мы собирались посетить завтра, открывался красивый вид.
Как только мы приехали, дети сразу отправились на батут. Батут — идеальная разрядка после долгих переездов и бесконечного сидения в машине. На ужин пожарили курицу, сварили картошку и сделали салат. Готовила я на этот раз в общей кухне. Несмотря на небольшой размер кэмпинга здесь было 3 двухкомфорочные плиты, и никто никому не мешал.
Погода была солнечная и теплая, как обычно, часов до 8 вечера (‘обычно’ относится ко времени ), потом похолодало. Однако спать было тепло. Зато всю ночь, не прекращаясь, лил дождь. Через один из швов палатки под утро начала сочиться вода, правда несильно – никто не промок, но на спальник накапало. Позже заметили, что очень многие, прежде чем ставить палатку, стелют дополнительно какой-то прочный специальный полиэтилен вниз. По-крайней мере, спасает вещи в предбаннике от лишней влаги земли.

День 8-ой, ледник Briksdalbreen
10 июля
Пробег около 50 км, маршрут – добрались до городка Briksdal и смотрели ледник


На сегодня планировали осмотр ледника.
Утром решили задержаться в этом же кэмпинге еще на один день, но переехать в домик (в силу поднявшейся температуры у младшего ребенка). Оказалось, что все домики заняты. В итоге въехали в домик со всеми удобствами (душ, туалет, кухня) в соседнем кэмпинге — OldenVatn. Домик на сутки обошелся нам в 700NOK (3450руб).
На ледник поехали вдвоем со старшим сыном. Оставили машину на стоянке у ледника (50NOK — 250руб). В магазине сувениров узнали про пешеходную тропу и начали подъем. В принципе, можно было подняться на небольших джипах, но мы пошли пешком. Никакого специального снаряжения для подъема по этой тропе не требуется. Это просто пешеходный маршрут в гору длиной в 2,5км (в одну сторону). Мы его преодолели почти за час – много смотрели по сторонам :). Красота и мощь воды, гор и льда завораживала. Фотки, к сожалению, не передают это ощущение в полной мере. По дороге мы встречали столбы-метки, обозначающие, где находилась граница ледника в определенный период. До самого льда не дошли метров 100. Ледяная масса спускается с горы высотой 1200м.

Мы стояли на берегу озера, образованного стекающей с ледника водой, которая потом мчится водопадом до самого подножия горы, ударяясь о камни и поднимая огромные столбы брызг в районе моста через водопад. Сухим там не останешься :) При желании можно организовать подъем на сам ледник с использованием специального снаряжения – но нам это было не нужно.
Довольные и усталые двинулись домой. По дороге нам нужно было купить продуктов. Благополучно забыв, что была суббота и все магазины закрываются раньше, опоздали в ближайший супермаркет. Пришлось направиться в дальний, но на полпути встретили еще один. Продукты были куплены, а заодно было сделано еще несколько удачных снимков.

День 9-ый, дорога Briksdal – Flam, Flamsbana
11 июля
Пробег – не замерили (суммарный на конец дня2544км), маршрут Briksdal – Flam


Сегодня запланировали прокатиться по знаменитой Фломской железной дороге.
Выехали рано утром. Вчера условиями домика воспользовались на полную катушку – и в дорогу был взят полноценный обед, подготовленный с вечера.
В начале пути удалось сделать несколько снимков безмолвного спокойствия воды. Больше такой возможности не было.

По пути в Норвегии попадается очень много знаков, касающихся животных – лоси, овцы. И действительно всех из них можно встретить. Так мы видели и пасущегося лося, и стадо коров, и овец, которые совершенно спокойно ходят вдоль дороги, а некоторые просто спят на обочине, греясь на солнышке. Верхом удивления – было стадо коз, неспешно переходящих дорогу. Дорога — двухполосная (по одной в каждую сторону) – в итоге, собралась пробка в обе стороны. Но ни одна из машин, ни за нами, ни на встречной полосе не гудела – все спокойно ждали, когда освободиться дорога.
По дороге во Флом на нашем пути попалась первая платная дорога – самую дорогая из тех, которые встречали потом (180NOK, около 900руб.) Но что изменилось вокруг после въезда на нее – не понятно. Также воспользовались очередной паромной переправой – 91NOK (450руб): 65 — билет на машину с водителем и 26 – взрослый. Переправа была очень короткой — проплыли всего 3 км.
По дорогам Норвегии встречается очень много туннелей самой разной длины – от 300м до нескольких километров. Самые маленькие, бывает, не освещаются, в длинных есть освещение и дополнительные знаки, которые показывают, какое расстояние уже пройдено и сколько осталось до конца туннеля. В этот раз мы проезжали самый длинный за нашу поездку (и вообще в Норвегии) – туннель длиной 24 км. В этом туннеле через каждые 6км устроены остановочные площадки с цветной подсветкой. Мы специально останавливались, чтобы посмотреть на это необычное оформление.

Разрешенная скорость в туннеле – как и везде по Норвегии – 80км/ч. И здесь грузовики не отстают.
Добрались до Флома, пообедали и пошли покупать билеты. Планировалось, что мы с младшим сыном берем билеты на поезд туда и обратно, а двое старших мужчин наверх едут на поезде, а обратно возвращаются на велосипедах. Оказалось, что ‘Семейный’ билет (2 взрослых и 2 детей туда обратно) обойдется нам дешевле, чем покупать так, как мы планировали. В итоге, мы взяли семейный билет за 850NOK (4250руб) и сели в поезд.

Железная дорога, по которой мы собирались ехать — это дорога длиной 20 км с 20 туннелями, строительство которой шло 20 лет. Она идет в гору и поднимается на высоту около 860 м над уровнем моря, соединяя Флом и Мюрдал. Протяженность туннелей – 6км, 18 из 20 были пробиты вручную, причем каждый метр туннеля стоил рабочим 1 месяц упорного труда. Поезд идет около 55 минут с несколькими остановками. Народа в нем было немного, но все окна были облеплены фотографирующими и снимающими на камеру. В окнах мелькали красивые пейзажи – водопады и горы, но сделать приличные фотографии из окна поезда не представлялось возможным, да еще было серое небо. На одной из остановок, самой живописной с большим водопадом, можно было выйти. Открытый участок очень короткий, так что хвост и голова поезда остаются в туннелях.
Забегая вперед, скажу, что за всю нашу поездку на дорогах Норвегии мы встретили всего 5 машин из России. Здесь же, во Фламе, было очень много русских туристов – их туда привозят на автобусах на экскурсию. Пожалуй, больше нигде мы столько соотечественников не видели.
На конечной станции — Мюрдал – взяли напрокат 2 велосипеда вместе со шлемами, что вылилось еще в 520NOK (2600руб). Старшие мужчины поехали обратно вниз по тропе, а мы с младшим назад на том же поезде – посмотрели другую сторону железной дороги и послушали экскурсионный рассказ на русском (русской дорожки при поездке наверх не было). Обратно ехать на поезде было уже утомительно. Велосипедисты приехали вниз одновременно с поездом (я думала, что нам придется их ждать…) очень довольные.
В целом, после уже увиденного в Норвегии, красоты Фломской дороги не очень впечатлили. Скорее восхищение вызвало ее существование и функционирование, а не то, что было вокруг. Дух захватило, когда ехали по участку дороги, прорубленному по краю скалы – с одной стороны поезда скала, а с другой – заграждение из толстых шпал и… обрыв
После отправились на поиски кэмпинга. В этот раз остановка предполагалась только на 1 ночь, поэтому чтобы не терять время на сборы-разборы, решили снять домик. Мы побывали в 3 кэмпингах, и везде домики были заняты – это наводит на мысль, что хорошие домики бронируются заранее. В 4-ом кэмпинге (Hemre Camping) оказался свободный домик. Парень на ресепшене очень удивил – такой колоритный подросток лет 15 репперского вида , но очень вежливый и адекватный… Мы решили никуда больше не ехать (уже было поздно), хотя условия не устраивали (за этот кэмпинг мы отдали 400NOK – 2000 руб). Это был худший из кэмпингов, в котором мы останавливались… На весь кэмпинг было всего 2 душевые кабинки и 2 туалета. В общественных местах и на кухне было грязно – хорошо, что в этот раз можно было обойтись без готовки. В домике – столик и 2 двухъярусные кровати, но я бы сказала детские (очень узкие), да и сидеть на нижней было нельзя – мешал второй ярус. В углах дома оказались щели – пришлось оптимизировать для всех положение во время сна.

День 10-ый, водопад Voringsfossen, перевал по дороге в Осло
12 июля
Время в пути около 5,5часов, пробег более 400км, маршрут Flam – Voringsfossen – camping near Oslo


Сегодня мы направлялись посмотреть водопад и далее в Осло.
Ночью был сильный ветер, но спалось хорошо – одеяла были теплые, а сквозь щели в доме проникал свежий воздух. Наутро опять было пасмурно. Встали пораньше, чтобы не попасть в пробку в… туалет — к вечеру одна из кабинок была закрыта. В этом кэмпинге лучше не останавливаться. Быстро собрались и в 8-30 уже выехали к водопаду Voringsfossen.
В этот раз на нашем пути был 4-х километровый туннель, который шел по спирали – сначала несколько витков в одну сторону, потом несколько витков — в обратную. В голове не укладывается, как такое можно вырубить…
Мы забирались в горы все выше и выше. В конце концов, пошел дождь и нам удалось понаблюдать очень низкую облачность. Облака лежали прямо на верхушках гор. Температура за бортом опустилась до +13.
К 10 часам оказались на очередной паромной переправе (139NOK: 80 – машина с водителем, 29 – взрослый и 15 за детей). Переплыв на другой берег за 15 минут, мы быстро доехали до водопада. Когда подъехали к водопаду — распогодилось. Оставили машину на стоянке (здесь она была бесплатная), и пошли по пешеходной тропе. На входе висело предупреждение, что здесь опасно, и все ходят под свою ответственность. Водопад поразил скорее не своей мощью, а глубиной пропасти, куда он низвергается – общая высота падения около 180м, высота вертикального падения около 140м. Стоять на смотровой площадке и смотреть вниз было страшно и, только подойдя очень близко к краю, было видно дно ущелья.

Походив немного здесь, в 13 часов мы двинулись в сторону Осло. Изначально планировалось, что мы остановимся в кэмпинге рядом с водопадом и посмотрим окрестности. Но оказалось, что больше здесь нечего смотреть и мы оперативно поменяли свои планы, отправившись в Осло. Таким образом, на город у нас получался целый день вместо половины. По дороге в Осло нам предстояло перейти перевал. И дорога опять пошла в гору. Интересно было наблюдать изменение природы за окном. Сначала были привычные уже нам горы и хвойные леса. Постепенно горы стали пропадать, а деревья становиться ниже, потом еще и кривыми, а после пропали совсем. Мы въехали в царство камней, поросших мхом, снежных вершин на горизонте и голубых блюдец воды. Очень необычно и красиво!


Я такое наблюдала первый раз. За бортом к этому времени было +9. Мы умудрились пообедать в этом антураже, но очень быстро, в силу температуры и ветра .
На протяжении всей дороги по перевалу вдоль нее стояли огромные деревянные шесты (метров по 6). Перевал закрыт зимой для проезда. Говорят, что шесты – это указатели для снегоуборочной техники по весне, когда планируется открытие дороги. Такие шесты установлены вдоль очень многих дорог Норвегии. В 14-30 начали спускаться и наблюдали обратную смену картины природы за окном. Через некоторое время температура за бортом была уже +16.
К концу путешествия безоглядно доверять коммуникатору мы перестали. Периодически он пытался уводить нас с основной трассы на параллельные, более мелкие – так было и в этот раз. Контроль осуществляли по бумажной карте. Карту Норвегии мы брали еще в посольстве. Но на одной из заправок решили купить карту нужного нам региона Норвегии более крупного масштаба в дополнение ко всему имеющемуся арсеналу. Бесплатных карт Норвегии (или крупных регионов) мы не видели. В информационных центрах или в некоторых кэмпингах бывают карты-листовки тех областей, в пределах которых находится сам информационный центр или кэмпинг.
Бензин подходил к концу – заехали заправиться (заправлялись в основном на Shell, редко на XY – там дороже) и залили 40литров бензина за 2500рублей – все никак не привыкнем к дороговизне 
После 5,5 часов в дороге, пропустив свой поворот – пришлось сделать крюк на 20 минут — к 18-30 достигли очередной стоянки в 60 км от Осло рядом с клубничной плантацией. Кэмпинг назывался Homannsberget camping и был расположен около городка Svelvik. Этот кэмпинг немного отличался от всех предыдущих тем, что в нем стационарно стояли кэмперы с зачехленными колесами и пристроенными деревянными настилами перед ними. Похоже, что эти кэмперы сдавались в аренду и использовались местными как дачи. Там даже спутниковые антенны были. Мы заплатили за одни сутки 260NOK. Сразу воспользовались близостью клубничной плантации и купили ягоды. Стоили они 350 рублей за килограмм, но они действительного того стоили – огромные, ароматные и сладкие. На ужин жарили семгу, варили картошку, а старший сын резал салат. Свежей рыбы ни в одном из супермаркетов Норвегии не видели – только мороженая (в основном порционные куски филе в вакуумной упаковке, иногда видели замороженные тушки). Возможно, у них тоже есть рыбные рынки, подобно финским, но мы так и не узнали. Купили мороженую порционную рыбу, обошлось это нам в 350рублей за 600 грамм.
Душ в этом кэмпинге стоил 5 крон за те же 5 минут. Особенность его была в том, что ни регулятора напора, ни регулятора температуры в нем не было. Просто бросаешь монетку и моешься такой водой, какая полилась  Но лилась вода адекватной температуры и напор был хороший.
Улеглись спать. На ночи нам везет как всегда – все разные, не угадаешь, как будет спаться – тепло, холодно, мокро… В этот раз спать было жарко. Ночью пришлось стянуть толстовки и наполовину вылезти из спальников. Половину ночи была такая сильная гроза, что мы решили выдернуть из сети всю технику, которую оставили заряжаться.

День 11-ый, Осло
13 июля
Время в пути не более 3 часов, пробег около 150км (суммарный 3127км), маршрут Осло


Это был наш последний день в Норвегии и мы планировании его провести в Осло.
Утром было достаточно тепло, но небо затянуто тучами, и вскоре пошел дождь. По дороге в город проехали платную дорогу через autopass – другого пути не было (26NOK). Заправок, где можно было бы оплатить, мы не увидели поблизости, теперь ждем счета для оплаты. Город встретил нас проливным дождем и дорогими парковками — час на крытой парковке стоил 300 рублей. Мы оставили машину на такой парковке на полчаса, чтобы зайти в информационное бюро, узнать, как доехать до острова музеев. Заодно взяли карту Осло.
Доехали до острова, посетили Музей корабля викингов. Увидели огромные ладьи, которые нашли на раскопках и восстановили и то, что в них было обнаружено.

Аудиогида по музею нет – поэтому просто походили сами. Музей очень маленький. Около него нашли бесплатные парковочные места и оставили машину, а сами направились на пароме в центральную часть города. Билеты мы брали на пароме (что дороже, чем покупать заранее): взрослый 40NOK, ребенок 20NOK (дети до 5 лет бесплатно). Плыли около 15 минут. Только когда сошли с парома, закончился дождь.
Город не особо впечатлил – в основном современная архитектура, редко разбавленная интересными зданиями. Наверное, можно сравнить с Хельсинки.

Прогулялись по центральной пешеходной улице – Karl Johans gate, поели в Макдональдсе, что обошлось нам в 2,5 дороже, чем в Москве, даже за меньший набор еды. Купили билеты на паром на обратную дорогу в одном из сетевых магазинов Seven-Eleven — 26 крон на взрослого и 13 на ребенка. А также узнали у продавца, где можно приобрести национальный норвежский напиток – Аквавит. Потом оказалось, что это 40-градусная водка, настоянная на различных специях, причем в каждом районе страны существует это свой рецепт. Если пиво продается в супермаркетах до определенного времени суток, то такие крепкие напитки продаются только в специальных магазинах Vinmonopolet – нашли такой на Oslo Sentralstasjon и купили (пол-литровая бутылка обошлась нам в 1100 рублей). После этого вернулись на остров музеев, забрали машину и отправились в кэмпинг. Завтра нам предстоял длинный путь в Стокгольм.

День 12-ый, дорога Осло-Стокгольм
14 июля
Пробег 550 км (суммарный пробег – 3678км), маршрут Осло-Стокгольм


Около 11 часов выехали из кэмпинга, купив только что собранной клубники. Наличных осталось около 100NOK (500руб.) – на всякий случай.
Думали ехать по одному пути, но коммуникатор привел нас к паромной переправе – это был пятый паром за все путешествие. Паром было очень маленький – всего машин на 10, и плыли мы около 5 минут. Так получалось, что ни одного парома мы не ждали долго, а подъезжали и минут через 5 въезжали на паром. Дальше проехали еще по одному туннелю, на этот раз был 7-ми километровый с реверсивной полосой, что весьма редко случается, как мы поняли. Полпути она использовалась для движения в одном направлении, полпути – в другом. После туннеля опять въехали на платную дорогу – отдали 55 крон наличными.
Через 70 км разметка почему-то сменила цвет на белую, но до границы было еще далеко – до пункта Orje оставалось еще около 30 км. Там мы получили деньги за покупки Tax Free (забрать можно было в норвежских, шведских кронах и по-моему, в евро). И в 13 часов мы уже были на территории Швеции.
По сравнению с Норвегией, в Швеции уже не вся земля вдоль дороги возделана, овечек на дорогах не встречали, да и ‘Елочку с табуреткой’ никак не могли найти – а есть уже хотелось… Только к 15-30 нашли одно место для отдыха рядом с заправкой.
Пообедав и съев норвежскую клубнику, поехали дальше. Примерно через час на трассе Е18 по дороге к Стокгольму на встречной полосе мы видели единственную аварию за все наше путешествие. Правда авария была серьезная – 2 старенькие машины были очень сильно разбиты. К тому моменту уже подъехали все спецслужбы (скорая, полиция и пожарная). Движение на встречке было перекрыто полностью (обе полосы), и собралась огромная, многокилометровая пробка. Никто не гудел – все ждали. Некоторые, выйдя из машины, сидели прямо на асфальте (на улице +25), кто-то вытаскивал раскладные кресла, ставил около машины и устраивался в них.
В этот же день наблюдали картину ремонта шведской дороги. Там не встретишь бесконечного пространства снятого асфальта. Процесс ремонта выглядел следующим образом: впереди идет грейдер снимает асфальт, за ним, метров через 30 идет машина, укладывающая асфальт, за ней на таком же расстоянии идет машина, которая делает ‘поющие’ насечки на асфальте для будущей разметки, и замыкает процессию машина с рабочим, который снимает аварийные ограждения. И все. Остается только нанести краску. Причем насечки на асфальте видны, да и если наезжаешь на них, то сразу становится слышно, что едешь не там, где надо. Нас впечатлило 
К вечеру достигли гостиницы в пригороде Стокгольма – Taby. Мы брали семейный номер в Scandic (заказывали через интернет уже будучи в Норвегии за несколько дней до предполагаемого прибытия). В этот день проехали около 550км. Поужинали в ресторане гостиницы, узнали на ресепшене, как нам лучше завтра добираться до Стокгольма на общественном транспорте и отправились спать.

День 13-ый, Стокгольм: Скансен и Старый город
15 июля
Время в пути около 0 часов, пробег 0 км (суммарный пробег – 3678км), маршрут Стокгольм – Скансен


Сегодня собрались в этнографический музей под открытым небом – Скансен. В прошлый визит в Стокгольм на него не хватило времени. Машину было решено оставить на стоянке гостиницы и в город ехать на общественном транспорте. В 8-21 мы сели в автобус, далее проехали на метро и воспользовались еще одним автобусом в городе. На дорогу ушло 50 минут. Не рассчитали, что музей открывается в 10 утра, поэтому час гуляли вокруг.
Вход по стокгольмской карте бесплатный, но зайти можно только в порядке общей очереди через кассу, где продают билеты. Уже в 9 часов на улице было очень жарко. Весь этот и следующий день стояла хорошая погода – около +25. Сначала пошли в сторону зоопарка, там и домашние, и дикие животные в естественных вольерах вместо клеток. Параллельно осматривали старинные домики и действующие ремесленные мастерские: гончарную, пекарню и стеклодувную мастерскую.



Пожалуй, больше всего впечатлило стеклодувное дело, когда ты видишь сам процесс, и на твоих глазах получается готовое изделие. В пекарне попробовали еще теплые булочки, испеченные по старинному рецепту – было очень вкусно (калачи стоили от 14 до 22SEK за штуку – 55-90рублей). После 4,5 часов гуляния, насмотревшись на все, решили уйти.
Спустились на набережную, взяли билеты на паром и приплыли в Старый город – Gamla Stan. На обычный паром по стокгольмской карте скидок нет (только на обзорную паромную экскурсию), поэтому покупали за полную цену (взрослый 40SEK – 160 руб, старший ребенок – 25SEK – 100 руб., младший – бесплатно). Несмотря на то, что после Скансена все устали, прошлись по улочкам старого города.

Видели несколько узких улиц, но так и не поняли, какая из них самая узкая . Дошли до Королевского Дворца и посмотрели смену караула. На смену караула у стен Кремля не похоже… Нет чеканного шага, мятые льняные брюки у гвардейцев, зато на каски сияют в лучах солнца.
Часов в 5 вечера дошли до итальянского ресторана и сытно поели даже с десертом всего за 560SEK (2300руб) на четверых. После норвежских цен – это было даром :) После еды появилась открылось второе дыхание, и мы еще прогулялись по пешеходной улице, дошли до станции метро и поехали в гостиницу.

День День 14-ый, Стокгольм: музеи, паром в Хельсинки
16 июля
Пробег 20 км (суммарный пробег 3699км), маршрут Стокгольм – Музеи


Сегодня планировали побывать в музее Vassa и Юнибаккене, и в 17 часов вечера уплывали на пароме. Поэтому с утра собрали вещи и на машине отправились в Стокгольм. Кружили, кружили – так и не нашли бесплатной парковки, поэтому машину оставили на стоянке около музеев – 3,5 часа обошлись нам в 130SEK (530 рублей, т.е. около 150 рублей в час). Оплата в автомате была возможна только при помощи карты.
Полтора часа бродили по музею Васса. Музей огромный – 7 этажей. На каждом этаже раскрывается одна из тем экспозиции: кораблестроение, жизнь Швеции того времени, подъем затонувшего корабля, восстановление лиц затонувших людей, макет палубы, на одном из последних этажей была компьютерная игра, позволяющая смоделировать, как затонул корабль. Очень впечатлили манекены людей, воссозданные с обнаруженных скелетов. Выглядят, как живые и даже становится не по себе, когда на них смотришь. Аудиогида снова нет.


Пообедали едой из Макдональдса (шведские цены сравнимы с московскими) и поехали на паромный терминал. Дважды кружили на одной из развязок, поскольку было непонятно, куда сворачивать (несмотря на включенный навигатор).
В итоге мы погрузились на паром. Народа в этот раз было так мало, что не было проблем с местами в ресторане, чтобы поужинать. А вот детская комната подкачала и была очень маленькой.

День 15-ый, дорога Хельсинки — Санкт-Петербуг
17 июля
Пробег 400 км (суммарный пробег 4108км), маршрут Хельсинки-Питер


По традиции встали в 7-30, позавтракали и вовремя приплыли в Хельсинки. За бортом лето, +27 градусов. Решили в Хельсинки не задерживаться, а по пути заехать в Котку, там заодно и пообедать. И снова полноценный сытный обед обошелся на четверых в 2000 рублей.
До границы проехали 210 км и на таможне были в 17 часов по финскому времени. На прохождение границы потратили 45 минут.
В 18-45 по нашему времени двинулись по направлению к Питеру. Дороги сразу стали значительно хуже. Аварийность резко повысилась: проехав 100 км по российской территории, встретили 2 аварии, плюс видели еще одну разбитую машину, оставленную на обочине. За 2 недели нашего отсутствия аномальная жара превратила дороги в какой-то кошмар – колейность была жуткой. В 21-10 мы выехали на КАД и к 10 часам вечера добрались до гостиницы ‘Атмосфера’ в центре города (билеты бронировали еще до поездки через booking.com, оплатити по прибытии 3600руб за сутки). Гостиница была на втором этаже старого дома. Номер был очень хороший, двухкомнатный. Но вот с кондиционированием проблема – спать было очень жарко. Гостиницу специально выбирали в городе, чтобы можно было погулять, но приехали поздно, поэтому быстро перекусили и легли спать – завтра предстоит долгий путь домой.

День 16-ый, дорога Санкт-Петербуг — Москва
18 июля
Время в пути около 9 часов, пробег 670 км (суммарный пробег – 4800км), маршрут Питер-Москва


Рано поднявшись и позавтракав (завтрак был включен в стоимость), мы выехали уже в 7 часов. Ощущения от дороги такое же, как и по пути из Москвы в Питер: ямы, колейность. Периодически встречаются нормальные участки. Милиции было много, но состояние дороги не позволяло особо разгоняться. Около 12 часов сделали получасовой привал, чтобы перекусить (после 5 часов езды и 380км пути). В районе Клина не пришлось стоять в пробке, и к 16-30 мы уже были дома.

Резюме

За 16 дней поездки мы проехали 4800км, при этом проведя в дороге 74 часа 50 минт (это чистая езда!!!). Учитывая наличие длинных перегонов по 400-500 км, поездка была не из легких. Дети скорее, впечатлились самим фактом путешествия, развлечениями типа парка в Лиллехаммере и музеев в Стокгольме. До красот норвежской природы они, конечно, не доросли. Мы же оценили то, что увидели. Нам удалось посмотреть только малую часть. Есть желание побывать там еще раз, а может быть и не один 

PS: с картинками сразу не получилось – добавлю чуть позже, а также некоторую сводную информацию по бюджету, ценам и кэмпингам.

PPS: фотки добавила, обещанное завершение здесь — avtoturistu.ru/blog/otchety/1161.html

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 28 сентября 2010, 06:59
Мне вот интересно узнать, а вы не пробовали в норвежских лесах собирать грибы? (я сам заядлый грибник)
+
1
+ -
avatar

TatianaN

  • 28 сентября 2010, 18:49
В норвежских лесах не пробовали. А вот в финских в прошлом году — пробовали. Но не специально, а во время прогулок по лесным пешеходным тропам. Нашли несколько белых (очень больших, возможно их там не собирают местные), сыроежки и по-моему грузди. В общем, набрали на жаренку :) Дело было в конце июля.
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 28 сентября 2010, 10:06
Хорошая поездка, не хватает фотографий.
+
1
+ -
avatar

TatianaN

  • 28 сентября 2010, 18:45
Добавила фотографии для иллюстрации.
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 28 сентября 2010, 14:14
Выражаю благодарность автору за столь подробный и информативный отчет!!! Надеюсь, что он будет дополнен интересными фотокадрами.
+
1
+ -
avatar

TatianaN

  • 28 сентября 2010, 18:44
Спасибо. Добавила фотографии
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 29 сентября 2010, 00:12
Посмотрел фото, времени все досконально читать нет, все откладываю и откладываю, на работе завал, а раньше все от корки до корки :( Скорей бы зима, все перечитаю… За подробный отчет спасибо.
Содрал тонировку, уже есть стимул полезть в Европу на авто. Только вот с ценами на топливо и аппетитом моего бегемотика, надо бы машину скорей всего сменить на дизелёк :)
+
0
+ -
avatar

TatianaN

  • 29 сентября 2010, 08:33
понимаю… если бы не временный перерыв в работе — я бы никогда не написала такого отчета или бы он появился тогда, когда был уже неактуален :)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.